Разработан проект стратегии развития МСП до 2030 года

 

Минэкономразвития разработало проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Проект размещен на сайте министерства.

Как сказано в проекте стратегии, малые и средние предприятия – это 5,6 млн хозяйствующих субъектов страны. Сектор малого предпринимательства сосредоточен в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Сектор малого и среднего предпринимательства в России представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями – юридическими лицами (62,6 % и 32,9 % от общего количества субъектов МСП в 2014 году соответственно).

Однако вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. На малые и средние компании РФ приходится только 5-6 % от общего объема основных средств и 6-7 % от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране.

В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Падение показателя только в 2014 году по сравнению с 2013 годом составило с 34,2 % в 2013 году до 32,4 % в 2014 году. Снижается инвестиционный потенциал среднего бизнеса. Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий с 2008 года сократился более чем на 50 % и составил 256,2 млрд руб.

Наблюдается рост уровня неформальной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства, что связано в первую очередь со сложными процедурами в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, административным давлением, высоким уровнем финансовой нагрузки. Лишь 5,8 % россиян трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями. Для сравнения, в странах БРИКС фиксируется более высокое значение показателя (Бразилия – 17,3 %, Китай – 14,0 %, Индия – 9,9 %, ЮАР – 10,6 %). В США доля граждан, начинающих собственных бизнес, составляет 12,7%. По мнению Минэкономразвития, отдельные меры, принятые в сфере экономической и социальной политики в последние годы, не учитывали интересы малых и средних предприятий. Среди таких мер – увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах РФ и т.д.

Минэкономразвития прогнозирует в рамках деятельности АО «Корпорация МСП» решение следующих задач:

-оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

-привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

-организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

-организация мероприятий, направленных на увеличение доли 14 закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Будут приняты решения, направленные на ограничение права создания и сохранения государственных и муниципальных предприятий и учреждений на конкурентных рынках (по широкому перечню таких рынков, включая дорожное строительство, транспорт, охранные услуги, благоустройство, ритуальные услуги и другие сферы). Наращивание квот на госзакупки продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 % в 2016 году до минимум 25 % начиная с 2018 года. Для улучшения условий кредитования малых и средних предприятий планируется создание института кредитных историй для субъектов МСП, разработка единой системы стандартов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение размера микрозайма и т.п.

Предполагаются изменения в фискальной политике государства. В частности, будет расширен перечень видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения; уточнение перечня оснований для утраты права на применение патентной системы налогообложения; обеспечение перехода к уплате стоимости патента и страховых взносов в режиме «одного окна». Будет проработана возможность введения упрощенного «патента» на осуществление торговли на ярмарках и розничных рынках и уличной торговли, в основу которого может быть заложен механизм оплаты «патента» в любые периоды, в том числе за один день торговли; «патент» будет являться единственным разрешительным документом для осуществления ярмарочной, рыночной и уличной торговли в целях упрощения ведения данных видов деятельности.

Также может быть повышен предельный размер дохода, который позволяет налогоплательщикам по налогу на прибыль перейти на квартальный порядок уплаты авансовых платежей и повышен порог стоимости основного средства.

В ближайшее время будут приняты решения по снижению административной нагрузки, среди которых формирование и ведение единого реестра проверок; обеспечение трехлетнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; апробация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах.

Нет комментариев

    Оставить отзыв